Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку. Именно здесь искусство нашло дорогу к детям во всем разнообразии своих проявлений.
Многочисленные кружки, студии, школы искусств воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Главное - раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые свойственны всем детям.
В студию принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу студии не входит профессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Программа «Использование различных художественных материалов в сюжетном рисовании» учитывает органичную связь внешкольной творческой деятельности с основными идеями, заложенными в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б. М. Неменского.
Художественно-творческая деятельность в области дополнительного образования.
Чтобы художественная деятельность оставалась привлекательной, несмотря на трудности в достижении хороших результатов, учитель может использовать эффект новизны, открывая новую грань, взгляд с другой стороны не только на окружающий мир, но и на близких людей, давно знакомые предметы.
Увидеть необычное в обычном, посмотреть глазами сказочного героя или животного на знакомую ситуацию и т.д.
Это и смена задач, и использование разных художественных материалов и техник, это и разнообразные формы работы с детьми, и драматургия занятия, т.е. применение на практике разнообразных педагогических технологий. Эти моменты существенны и должны быть заранее спроектированы учителем так, чтобы не просто конечный результат был гарантирован, но каждая работа затронула душу ребенка, была сделана на основе его эмоционального отклика на ситуацию, тему, задачу, постановку, предложенную учителем.
Современная практика дополнительного образования предполагает получение более высоких и качественных результатов, чем в классно-урочной практике за счет большего времени и меньшего количества учеников.
Наши занятия построены на равноправном освоении трех видов художественной деятельности человека: изобретательной, декоративной, конструктивной, но с более глубоким проникновением в основы каждого из них. Этим определяется системность и преемственность между областями общего и дополнительного образования. Так мы добиваемся того, чтобы каждый ребенок мог попробовать свои силы в самых разных видах художественной деятельности как настоящий художник найти то, что ему ближе и интересней, развить именно ему присущие способности и раскрыть его индивидуальность в художественной форме.